1.         Преимущества поточного строительства – с 19

2.         Основные принципы организации специализированных строительных потоков – с 20

3.         Принципы проектирования строительных генпланов – с 22

4.         Содержание графической части строительных генпланов

5.         Что такое единая система подготовки строительного производства?

6.         Состав внеплощадочных работ по подготовке строительной площадки

7.         Состав и содержание внутриплощадочных подготовительных работ

8.         Классификация постоянных и временных земляных сооружений

9.         Виды механизированных комплексов, используемых для переработки грунта

10.         Разработка грунта экскаваторным комплексом

1.Поточным строительством называется метод организации строительного производства, при котором обеспечивается планомерный и ритмичный выпуск строительной продукции на основе непрерывного и равномерного использования бригад или звеньев рабочих постоянного состава при условии своевременного обеспечения их комплектной поставкой необходимыми материально-техническими ресурсами.преимущества поточной организации строительного производства рассмотрим на примере строительства нескольких одинаковых объектов с использованием трех возможных методов: последовательного, параллельного, поточного.при последовательном методе общий срок строительства объектов значительно выше, чем при параллельном или поточном методах. Использование рабочих и строительных машин в течение всего срока строительства можно характеризовать как неритмичное. При параллельном методе общий срок строительства наименьший, но интенсивность потребления всех видов ресурсов в единицу времени (трудовых, материальных, технических и др.) Будет в несколько раз больше, чем при других методах организации строительного производства.при поточном методе общий срок строительства короче, чем при последовательном, а максимальная интенсивность потребления ресурсов меньше, чем при параллельном методе.

2.Специализировання бригада – бригада, состоящая из специалистов в узкой сфере производства работ. Является одной из основополагающих ячеек производительности поточного метода. Работа подразделяется на блоки, и бригада переходит от захватки к захватке, освобождая тем самым место под другие работы.

3. Строительный генеральный план является вторым по значимости документом проекта организации строительства (ПОС) или проекта производства работ (ППР). Он устанавливает: границы строительной площадки, расположение постоянных, строящихся и временных зданий и сооружений, действующих, вновь прокладываемых и временных подземных, надземных и воздушных сетей и инженерных коммуникаций, постоянных и временных дорог, места установки строительных и грузоподъемных машин с указанием путей их перемещения, источники и средства энерго- и водоснабжения строительной площадки, места складирования материалов и конструкций, площадки укрупнительной сборки и др.

При проектировании строительного генерального плана устанавливают состав и наиболее целесообразное расположение строительных машин, временных зданий и сооружений и других элементов обустройства строительной площадки как с точки зрения удобства и безопасности их использования при выполнении строительно-монтажных работ, так и в отношении санитарно-гигиенических, противопожарных, экологических и экономических требований.

Основными принципами проектирования стройгенпланов являются:

-         согласованность его решений с остальными разделами проектов организации строительства, проектов производства работ, технологическими картами и картами трудовых процессов;

-         минимизация объемов временного строительства на площадке за счет максимального использования постоянных (существующих и проектируемых) зданий, дорог и инженерных коммуникаций;

-         использование для размещения временных зданий, сооружений и коммуникаций территорий, не предназначенных под застройку постоянными объектами строительства;

-         минимизация затрат на создание временных сооружений, зданий и устройств при максимально возможном удовлетворении потребности строительного производства во всех видах ресурсов;

-         рациональность организации транспортных потоков на площадке за счет уменьшения расстояний перевозки материалов и конструкций и сокращения количества их перегрузок;

-         обеспечение условий минимального перемещения материалов, изделий и конструкций в процессе выполнения строительно-монтажных работ с использованием монтажных механизмов, механизированных установок и специальных (технологических) транспортных средств;

-         применение для производственных целей, санитарно-бытового  и материально-технического обеспечения строительства преимущественно типовых, мобильных и сборно-разборных зданий и сооружений, обеспечивающих возможность многократного использования.

 

4. Содержание графической части строительных генпланов

Графическую часть проектирования стройгенплана рекомендуется выполнять в пять этапов:

1. Нанесение строящегося объекта и существующих сооружений (линии электропередач, водопровода, канализации, теплоснабжения) в масштабе 1:500.

2. Выбор мест стоянок и пути движения монтажного механизма. Такой выбор зависсит от технических характеристик монтажного механизма, размеров и конфигурации строящегося объекта.

На стройгенплане необходимо схематически показывать:

• сам монтажный механизм (на одной из стоянок),

• его рабочую зону - т.е. пространство, находящееся в пределах линии, описываемой крюком этого крана,

• его монтажную зону (показывается пунктиром) - т.е. пространство, где возможен монтаж подаваемых краном грузов и конструкций. Монтажная зона определяется наружными контурами здания плюс 7 м при высоте здания до 20 м и 10 м – при высоте 20...100 м. В монтажной зоне можно размещать только сам монтажный кран и выполнять раскладку монтируемых конструкций, запрещено складирование материалов.

• его опасную зону - т.е. пространство в пределах возможного перемещения и следовательно падения грузов.

3. Нанесение временных дорог. Необходимо учитывать следующие ограничения и рекомендации:

• должно быть, как минимум, 2 въезда независимо от схемы движения транспорта и расположения мест складирования стройматериалов,

• ширина временных дорог при двухстороннем движении должна быть 6...8м, при одностороннем 3...4 м,

• целесообразно делать дороги кольцевыми, а при наличии тупиков -предусматривать площадки для разворота машин (не менее 12 м) и др.

4. Размещение складских площадок (открытых, навесов, закрытых). Если для разгрузки материалов не предусмотрен дополнительный кран, то все открытые склады должны размещаться в рабочей зоне основного (монтажного) крана, а полузакрытые (навесы) и закрытые - у границы этой зоны.

5. Размещение временных административно-хозяйственных и санитарно-бытовых помещений. Необходимо учитывать следующие рекомендации:

• бытовые помещения желательно размещать вблизи входов на строительную площадку, запрещено их располагать в опасной зоне кранов, должны соблюдаться противопожарные разрывы - не менее 5 м.

6. Размещение сетей временных инженерных коммуникаций - водопровода, канализации, электроснабжения, теплоснабжения. В зависимости от функционального назначения каждого временного помещения предусматривается подключение к нему тех или иных сетей. Общеплощадочный сгп охватывает только строительную площадку, но включает все ее объекты.

Он состоит из графической части и пояснительной записки, где обосновываются решения графической части.

Графическая часть обычно включает:

• собственно план стройплощадки

• эксплуатацию объектов плана (временных и постоянных)

• условные обозначения

• фрагменты плана (технологические схемы)

текнико-экономические показатели

• примечания

Масштаб общеплощадочного сгп обычно принимается равным 1:1000, 1:2000 или 1:5000.

5.Что такое единая система подготовки строительного производства?

На основе изучения и обобщения передового опыта организации псп цнииомтп при участии ряда научно-исследовательских институтов разработал «руководство по единой системе подготовки строительного производства».

Под единой системой подготовки строительного производства (еспсп) понимается комплекс взаимоувязанных подготовительных мероприятий организационного, технического, технологического характера, обеспечивающих возможность развертывания и осуществления строительства объектов для своевременного ввода их в эксплуатацию.

Главная задача еспсп состоит в том, чтобы через комплекс государственных и отраслевых стандартов обеспечить обязательное выполнение необходимых мероприятий по псп для всех организаций.

Еспсп предназначена для обеспечения целенаправленной деятельности заказчика и всех участников проектирования и строительства, сбалансирования имеющихся и требуемых трудовых и материально-технических ресурсов на запланированный объем смр; выбора рациональной организации и технологии производства смр.

Содержание и целевая направленность еспсп выдвигают следующие основные принципы, которые необходимо учитывать при ее создании:

       межведомственный характер псп, единство применяемых методов, средств и терминологии;

       упорядочение и унификация организационно-технологических решений и документооборота;

       широкое использование экономико-математических методов и средств вычислительной техники;

       обязательность мероприятий псп для исполнения.

Еспсп включает следующие этапы:

       общую организационно-техническую подготовку;

       подготовку к строительству объекта;

       подготовку к производству строительно-монтажных работ.

6.Внеплощадочные подготовительные работы должны включать строительство подъездных путей и причалов, линий электропередач с трансформаторными подстанциями, сетей водоснабжения с водозаборными сооружениями, канализационных коллекторов с очистными сооружениями, жилых поселков для строителей, необходимых сооружений и устройств связи для управления строительством

7.Внутриплощадочные подготовительные работы, связанные с освоением площадки строительства и обеспечением безопасности строительства, должны предусматривать:

          сдачу-приемку геодезической разбивочной основы для строительства и геодезические разбивочные работы для прокладки инженерных сетей, дорог и возведения зданий и сооружений;

          устройство ограждения территорий стройплощадки при строительстве объекта в населенном пункте или на территории организации;

          освобождение строительной площадки для строительства объекта (расчистка территорий, снос строений, срезка и складирование растительного грунта и др.), планировку территорий, водоотвод (при необходимости понижения уровня грунтовых вод) и перекладку существующих коммуникаций;

          устройство временных автомобильных дорог, прокладку сетей временного электроснабжения, освещения, водопровода;

          завоз и размещение на территории стройплощадки или за её пределами инвентарных санитарно-бытовых, производственных и административных зданий и сооружений;

          устройство крановых путей, мест складирования материалов и конструкций.

Геодезические разбивочные работы

Для сложных объектов в состав проекта организации строительства дополнительно включаются указания об особенностях построения геодезической разбивочной основы и методах геодезического контроля в процессе строительства, а также иного инструментального контроля качества и надежности возводимых конструкций, зданий и сооружений.

На строй – плане должны быть показаны места расположения знаков, закрепляющие следующие оси:

          основные, определяющие габариты здания, сооружения ( крайние координационные оси по гост 21.101 – 97);

          главные оси симметрии здания, сооружения;

          промежуточные оси в местах температурных (деформационных) швов, расположенные через 50…60 м.

Количество разбивочных осей или их параллелей, закрепляемых геодезическими знаками, схема закрепления определяются с учетом конфигурации и размеров здания ( сооружения ) и уточняются при разработке ппр.

В исключительных случаях, когда нет возможности показать закрепление всех разбивочных осей, для небольших зданий, сооружений допускается показывать закрепление не менее двух разбивочных осей ( одной продольной, другой – поперечной ).

При строительстве отдельно стоящих зданий и сооружений, простых по конфигурации, должны показываться осевые знаки , закрепляющие основные оси.

Каждая основная и промежуточная разбивочные оси должны закрепляться двумя осевыми знаками – по одному знаку с каждой стороны здания, сооружения.

Главные разбивочные оси следует закреплять четырьмя знаками по два знака с каждой стороны здания, сооружения.

Расстояние между парными осевыми знаками принимается в приделах от 15 до 50м, для линейных сооружений – до 100м.

В зависимости от условий строительной площадки при невозможности закрепить главные разбивочные оси четырьмя знаками допускается показывать по два знака – по одному с каждой стороны здания, сооружения.

Земляные работы

До начала земляных работ на строительной площадке должны быть выполнены следующие подготовительные работы:

          разработаны проекты производства работ по устройству земляных сооружений;

          переданные и принятые закрепленные на местности знаки геодезической разбивки земляных сооружений;

          отведены и закреплены на местности площади с учетом необходимой ширины полос земли для производства робот, под грунтовые карьеры и резервы, под постоянные и временные отвалы грунта и вскрышных пород , под временные землевозные дороги, трубопроводы, линии электропередач, а также площади, необходимые при работах способом гидромеханизации для устройства водоемов и отстойников;

          выполнены работы по расчистке территорий от леса, камней и валунов, осушению и отводу поверхностных вод, устройству временных инвентарных зданий, складских площадок и др.

Плодородный слой почвы в основании насыпей и на площади, занимаемой разными выемками, до начала основных земляных работ должен быть снят в размерах, установленных проектом организации строительства и перемещен в отвалы для последующего использования его при рекультивации или повышений плодородия малопродуктивных угодий.

Допускается не снимать плодородный слой:

          при толщине плодородного слоя менее 10см;

          на болотах, заболоченных и обводненных участках;

          на почвах с низким плодородием в соответствии с гост 17.5.3.05 – 84 ,, охрана природы. Рекультивация земель. Общие требования к землеванию” , гост 17.4.3.02 – 85 ,,охрана природы. Почвы. Требования к охране плодородного слоя почвы при производстве земляных работ”, гост 17.5.3.06 – 85 ,,охрана природы. Земля. Требования к определению норм снятия плодородного слоя почвы при производстве земляных работ”;

          при разработке траншей шириной по верху 1м и менее.

Необходимость снятия и мощность снимаемого плодородного слоя устанавливаются в проекте организации строительства с учетом уровня плодородия, природной зоны в соответствии с требованиями действующих стандартов и требованиями, изложенными в предыдущем абзаце.

Снятие и нанесение плодородного слоя следует производить, когда грунт находится в не мерзлом состоянии.

Хранение плодородного грунта должно осуществляться в соответствии с гост 17.4.3.02 – 85 и гост 17.5.3.04 – 83*. Способы хранение грунта и защиты буртов от эрозии, подтопления, загрязнение должны быть установлены в проекте организации строительства.

Подготовительные мероприятия должны быть закончены до начала производства основных работ.

Окончание внеплощадочных и внутриплощадочных подготовительных работ в объеме , обеспечивающем строительство объекта запроектированными темпами и обеспечивающем безопасное производство работ, должно быть подтверждено актом, составленным заказчиком и генподрядчиком с участием субподрядной организации, выполняющей работы в подготовительный период, и представителя работников генеральной подрядной организации. Акт о соответствии выполненных работ требованиям безопасности труда оформляется по форме, приведенной в приложении и снип 12-03-2001.

Обустройство территорий стройплощадки

Производственные территории и участки работ в населенных пунктах или на территории организации во избежание доступа посторонних лиц должны быть ограждены.

Конструкция защитных ограждений должна удовлетворять следующим требованиям:

          высота ограждения производственных территорий должна быть не менее 1,6м, а участков работ – не менее 1,2;

          ограждения, примыкающие к местам массового прохода людей, должны иметь высоту не менее 2м и быть оборудованы сплошным защитным козырьком;

          козырек должен выдерживать действие снеговой нагрузки, а также нагрузки от падения одиночных мелких предметов;

          ограждения не должны иметь проемов, кроме ворот и калиток, контролируемых в течение рабочего времени и запираемых после его окончания.

Места прохода людей в приделах опасных зон должны иметь защитные ограждения. Выходы в строящиеся здания ( сооружения ) должны быть защищены сверху козырьком ширенной не менее 2м от стены здания. Угол, образуемый между козырьком и вышерасположенной стеной над входом, должен быть 70- 75.

У въезда на производственную территорию необходимо устанавливать схему внутрипостроечных дорог и проездов с указанием мест складирования материалов и конструкций, мест разворота транспортных средств, объектов пожарного водоснабжения и пр.

Внутренние автомобильные дороги производственных территорий должны соответствовать строительным нормам и правилами и быть оборудованы соответствующими дорожными знаками, регламентирующими порядок движения транспортных средств и строительных машин.

Эксплуатация инвентарных санитарно – бытовых зданий и сооружений должна осуществляться согласно строительным нормам и правилам.

Строительные площадки, участки работ и рабочие места, проезды и подходы к ним в темное время суток должны быть освещены в соответствии с требованиями государственных стандартов.

Освещённость должна быть равномерной, без слепящего действия осветительных приспособлений на работающих. Производство работ в неосвещённых местах не допускается.

Для работающих на открытом воздухе должны быть предусмотрены навесы для укрытия от атмосферных осадков.

При температуре воздуха на рабочих местах ниже 10 с работающие на открытом воздухе должны быть обеспечены помещениями для обогрева.

Складирование материалов, прокладка транспортных путей, установка опор воздушных линий электропередачи и связи должны производиться за пределами призмы обрушения грунта незакреплённых выемок (котлованов, траншей), а их размещение в пределах призмы обрушения грунта у выемок с креплением допускается при условии предварительной проверки устойчивости закреплённого откоса по паспорту крепления или расчётом с учётом динамической нагрузки.

Материалы (конструкции) следует размещать на выровненных площадках , принимая меры против самопроизвольного смещения ,просадки ,осыпания и раскатывания складируемых материалов.

Складские площадки должны быть защищены от поверхностных вод. Запрещается осуществление складирования материалов, изделий на насыпных неуплотнённых грунтах.

8.Виды земляных сооружений

Комплексный процесс земляных работ выделяет три составляющих: подготовительные, основные и вспомогательные работы.

К подготовительным работам относятся непосредственная подготовка территории: выкорчевывание пней, деревьев, снос строений и т.д.; отвод поверхностных вод и осушение территории строительной площадки; геодезические работы и прокладывание дорог.

Основная работа состоит из следующих процессов: планировка площадок, размещение траншей и котлованов, перемещение насыпей с грунтовыми уплотнениями, транспортировка грунта в отвал, планировка и подчистка дна котлованов, отделка откосов.

В процессе основных работ производятся вспомогательные работы, такие как установка временных креплений котлованов и траншей, искусственное закрепление слабых грунтов, понижение уровня грунтовых вод, откачивание воды из выемки.

По продолжительности использования классифицируют земляные работы на постоянные и временные.

Постоянные земляные сооружения предназначены для эксплуатации на длительное время, к ним относятся – выемки и насыпи, спланированные площадки, земляное полотно дорог, плотины, водосборные канавы, гидротехнические сооружения, ирригационные и мелиоративные оросительные и осушительные каналы, пруды.

Временные земляные сооружения устраиваются для выполнения таких строительно-монтажных работ как выемка для укладки подземных сетей, размещение котлованов и траншей предназначенных для устройства фундаментов.

Существуют земляные сооружения под такими названиями как:

Шурф – выемка с небольшими размерами в плане и достаточно глубокая;

Насыпь – сооружение состоящее из насыпного и уплотненного грунта;

Котлован – широкая выемка, мало отличавшаяся от длины;

Резерв – специальное место вне строительной площадки для разработки грунта;

Кавальер – насыпь из лишнего грунта, имеет правильную форму;

Отвал – место осыпи лишнего грунта;

Траншея – выемка с шириной меньшей по сравнению с ее длиной.

9. Выполнение комплексного технологического процесса и составляющих его простых процессов и операций по созданию земляного сооружения или производства заданного объема земляных работ связано с выбором и применением землеройно-транспортной техники.

Механизация является одним из основных средств современного строительного производства, обеспечивающим замену ручного труда машинами и механизмами, повышение производительности труда, снижение стоимости и трудоемкости строительных работ. Прогресс в строительстве и, в частности, в области производства земляных работ во многом зависит от совершенствования технических параметров и технологических возможностей машин. В то же время, развитие конструктивных и технологических характеристик машин неразрывно связано с совершенствованием технологии и организации строительных процессов, потребностями в создании современных сооружений и конструкций.

В зависимости от степени охвата процессов и операций комплексного технологического процесса (КТП) техническими средствами различают частичную механизацию, комплексную механизацию и автоматизацию.

Частичная механизация обеспечивает выполнение с помощью машин лишь отдельных процессов. В этом случае затраты ручного труда сохраняются в значительных размерах. Такая форма механизации характерна, например, при производстве земляных работ на реконструкции зданий, когда из-за стесненности площадки многие операции выполняются вручную; при выполнении земляных малых объемов при разработке траншей, имеющих профиль переменной ширины. Сюда можно отнести и ситуации, когда составляющие процессы выполняются разрозненным набором машин, не соответствующих друг другу техническими и логическими параметрами.

Комплексная механизация предусматривает выполнение машинам процессов, в том числе подготовительных, вспомогательных и основных.

Автоматизация технологических процессов означает, что в условиях комплексной механизации, на части или на всех выполняемых процессах применяются машины-автоматы выполняющие не только функции производственные, но и функции управления и контроля протекающих процессов. Когда автоматизация применен частично, комплексный технологический процесс называют автоматизированным, а в случае полной автоматизации, - автоматическим. В земляных работах развитие автоматизации технологических процессов идет по пути установки на машинах автоматических устройств, выполняющих автоматизированное управление отдельными операциями машины.

Основной задачей, стоящей сейчас перед проектными и конструкторскими организациями, занятыми в области производства земляных работ, является окончательный переход от частичной и комплексной механизации.

Основное требование комплексной механизации заключается в том, что все машины, занятые на выполнении процессов и операций, должны соответствовать друг другу своими технико-экономическими и технологическими параметрами. В этом случае вводится понятие комплекта (системы) машин, а весь производственный процесс называют комплексно-механизированным технологическим процессом производства земляных работ.

В зависимости от выполняемых технологических процессов в составе КТП машины для земляных работ можно разделить на следующие группы: экскаваторы, землеройно-транс-портные машины, погрузчики, машины для уплотнения грунта, машины и оборудование для разработки мерзлых грунтов, машины и оборудование для подготовительных работ, машины и оборудование для бурения скважин, машины для гидромеханической разработки грунта, машины для транспортировки грунта.

10. Разработка грунта одноковшовыми экскаваторами

В промышленном и гражданском строительстве применяют экскаваторы с ковшом вместимостью от 0,15 до 4 м3. При выполнении больших объемов земляных работ на гидротехническом строительстве применяются более мощные экскаваторы с вместимостью ковша до 16 м3 и более.

Экскаваторы на колесном ходу рекомендуется применять при работах на грунтах с высокой несущей способностью при рассредоточенных объемах работ, при работах в городских условиях с частыми перебазировками; экскаваторы на гусеничном ходу применяют при сосредоточенных объемах работ при редких перебазировках, при работах на слабых грунтах и разработке скальных пород; навесные экскаваторы на пневмоколесных тракторах — при рассредоточенных объемах работ и при работе в условиях бездорожья.

Разработка грунта одноковшовыми экскаваторами ведется проходками. Число проходок, забоев и их параметры предусматриваются в проектах и технологических картах производства земляных работ для каждого конкретного объекта в соответствии с параметрами земляных сооружений (по рабочим чертежам) с оптимальными рабочими размерами оборудования экскаваторов.

Одноковшовые экскаваторы относятся к машинам цикличного действия. Время рабочего цикла определяется суммой отдельных операций: продолжительность заполнения ковша, поворот на выгрузку, разгрузку и поворот в забой. Наименьшие затраты времени на выполнение рабочего цикла обеспечиваются при следующих условиях:

Забоем называется рабочая зона экскаватора. К этой зоне относится площадка, где размещается экскаватор, часть поверхности разрабатываемого массива и место установки транспортных средств или площадка для укладки разрабатываемого грунта. Геометрические размеры и форма забоя зависят от оборудования экскаватора и его параметров, размеров выемки, видов транспорта и принятой схемы разработки грунта. В технических характеристиках экскаваторов любой марки приведены, как правило, максимальные их показатели: радиусы резания, выгрузки, высота выгрузки и др. При производстве земляных работ принимают оптимальные рабочие параметры, составляющие 0,9 максимальных паспортных данных. Оптимальная высота (глубина) забоя должна быть достаточной для заполнения ковша экскаватора за одно черпание, она должна быть равна вертикальному расстоянию от горизонта стоянки экскаватора до уровня напорного вала, умноженному на коэффициент 1,2. Если высота забоя относительно мала (например, при разработке планировочной выемки), целесообразно использовать экскаватор вместе с бульдозером: бульдозер разрабатывает грунт и перемещает его к рабочему месту экскаватора, затем окучивает грунт, обеспечивая при этом достаточную высоту забоя. Экскаватор и транспортные средства должны быть расположены так, чтобы средний угол поворота экскаватора от места заполнения ковша до места его выгрузки был минимальным, так как на поворот стрелы расходуется до 70% рабочего времени цикла экскаватора.

По мере разработки грунта в забое экскаватор перемещается, отработанные участки называются проходками. По направлению движения экскаватора относительно продольной оси выемки различают продольный (с лобовым или торцовым забоем) и поперечный (боковой) способы разработки. Продольный способ состоит в разработке выемки проходками, направление которых выбирается по наибольшей стороне выемки. Лобовой забой применяется при разработке съезда в котлован и при рытье начала выемки на крутых косогорах. При лобовом забое грунт разрабатывается на всю ширину проходки. Торцевой забой применяется при разработке выемок ниже уровня стоянки экскаватора, при этом экскаватор, передвигаясь задним ходом по поверхности земли или на уровне, расположенном выше дна выемки, разрабатывает торец выемки. Боковые забои применяются для разработки выемки прямой лопатой, при этом пути транспортных средств устраиваются параллельно оси перемещения экскаватора или выше подошвы забоя. При боковом способе полная ширина проходки может быть получена путем последовательной разработки ряда проходок. Поперечным (боковым) способом разрабатывают выемки с отсыпкой грунта в направлении, перпендикулярном оси выемки. Поперечный способ применяется при разработке протяженных нешироких выемок с отсыпкой кавальеров или при устройстве насыпей из боковых резервов.

Некоторые виды выемок (например, планировочные) можно разрабатывать боковым забоем с движением транспорта на одном уровне с экскаватором. Иногда для перехода к разработке с боковым забоем необходимо вначале отрывать так называемую пионерную траншею, которую экскаватор начинает разрабатывать, спустившись на дно забоя по пандусу. Если высота выгрузки экскаватора больше или равна сумме глубины выемки, высоты борта самосвала и «шапки» над бортом (0,5 м), пионерную траншею разрабатывают боковым забоем при движении транспорта по дневной поверхности на расстоянии не менее 1 м от края выемки. При значительных в плане размерах выемки ее разрабатывают поперечными проходками вдоль меньшей стороны, при этом обеспечивается минимальная длина пионерной траншеи, что позволяет организовать наиболее производительное кольцевое движение транспорта. Выемки, глубина которых превосходит максимальную глубину забоя для данного типа экскаватора, разрабатывают в несколько ярусов. При этом нижний ярус разрабатывают аналогично верхнему, а автомобили подают к экскаватору так, чтобы ковш находился на кузов сзади. Трасса движения автомобиля в этом случае должна быть параллельна оси проходки экскаватора, но направлена в противоположную сторону.

Экскаватор, оборудованный обратной лопатой, применяется при разработке грунта ниже уровня стоянки и наиболее часто используется при рытье траншей для укладки подземных коммуникаций и небольших котлованов под фундаменты и другие сооружения. При работе с обратной лопатой также применяют торцовый или боковой забой. Наиболее целесообразно применять экскаватор с обратной лопатой для разработки котлованов глубиной не более 5,5 м и траншей до 7 м. Жесткое крепление ковша обратной лопаты дает ему возможность рыть узкие траншеи с вертикальными стенками. Глубина разрабатываемых узких траншей больше, чем глубина котлованов, так как экскаватор может опускать стрелу с рукоятью в самое нижнее положение, сохраняя устойчивость.

Экскаватор с рабочим оборудованием драглайн применяется при разработке больших и глубоких котлованов, при возведении насыпи из резервов и т. п. Преимуществами драглайна являются большой радиус действия и глубина копания до 16-20 м, возможность разрабатывать забои с большим притоком грунтовых вод. Драглайн разрабатывает выемки торцовыми или боковыми проходками. Для торцовой и боковой проходок организация работ драглайна аналогична работе обратной лопаты. При этом сохраняется такое же соотношение максимальной глубины резания. Драглайн обычно передвигается между стоянками на 1/5 длины стрелы. Разработка грунта драглайном чаще всего производится в отвал (односторонний или двусторонний), реже — на транспорт.

Экскаваторы отрывают котлованы и траншеи на глубину, несколько меньшую проектной, оставляя так называемый недобор. Недобор оставляют, чтобы избежать повреждения основания и не допускать переборов грунта, он составляет обычно 5-10 см. Для повышения эффективности работы экскаватора применяют скребковый нож, насаженный на ковш. Это приспособление позволяет механизировать операции по зачистке дна котлованов и траншей и вести их с погрешностью не более плюс-минус 2 см, что исключает необходимость ручных доработок.

Разработка грунта экскаваторами непрерывного действия осуществляется при отсутствии в грунтах камней, корней и т. п. До начала работы вдоль трассы траншеи бульдозером планируется полоса земли шириной не менее ширины гусеничного хода, затем разбивается и закрепляется ось траншеи, после чего начинается отрывка ее со стороны низких отметок (для стока воды). Многоковшовые экскаваторы разрабатывают траншеи ограниченных размеров и, как правило, с вертикальными стенками.

 

 

Hosted by uCoz